Гостзапрос

Вы можете оформить необходимый документ в два клика!

ЗАКАЗАТЬ ДОКУМЕНТ ОНЛАЙН

Развитие беспилотных систем: инициативы Минпромторга

Развитие беспилотных технологий стало одним из ключевых приоритетов российской промышленной политики. Министерство промышленности и торговли России активно реализует комплекс масштабных инициатив, направленных на создание конкурентоспособной отечественной индустрии беспилотных систем. В условиях глобальных вызовов и технологического суверенитета развитие беспилотных технологий рассматривается как стратегически важное направление для обеспечения национальной безопасности и экономического роста.

Национальный проект "Беспилотные авиационные системы"

Структура и цели проекта

С 2024 года в России запущен масштабный национальный проект "Беспилотные авиационные системы" (БАС), который призван создать перспективную самостоятельную отрасль экономики, связанную с созданием и использованием гражданских беспилотных летательных аппаратов. Руководителем проекта является министр промышленности и торговли РФ Антон Алиханов. Куратором проекта выступает заместитель председателя правительства РФ Виталий Савельев.

Проект включает пять ключевых инициатив:

1. Стимулирование спроса на отечественные БАС — создание мер поддержки для увеличения спроса на российские беспилотные системы

2. Разработка, стандартизация и серийное производство БАС — развитие производственных мощностей и технологических компетенций

3. Развитие инфраструктуры и обеспечение безопасности — создание специализированной системы сертификации и инфраструктуры

4. Кадры для беспилотных авиационных систем — подготовка квалифицированных специалистов

5. Научно-технологическое развитие — проведение фундаментальных и прикладных исследований

Финансирование проекта

Масштаб финансовой поддержки проекта впечатляет. Вместо ранее запланированных 10 млрд руб., которые планировалось ежегодно тратить на гражданские беспилотники, в 2025 году бюджетные расходы должны увеличиться до 27,8 млрд руб., а в 2026 году — до 43,7 млрд руб.

Общий объем финансирования проекта составляет 713,6 млрд руб. на период 2025–2030 годов, из которых 559,4 млрд руб. — средства федерального бюджета. Источники финансирования включают федеральный бюджет, региональные бюджеты и внебюджетные источники.

Институциональные преобразования в Минпромторге

Создание специализированной структуры

В январе 2024 года в Минпромторге произошло важное структурное изменение. Управление беспилотных систем и робототехники создано в Минпромторге РФ для реализации задач профильного национального проекта "Беспилотные авиационные системы". Куратором нового управления стал замминистра промышленности и торговли Василий Шпак.

Перспективы консолидации регулирования

В декабре 2023 года Минпромторг анонсировал планы по созданию единой структуры для регулирования всех видов беспилотных технологий. В Минпромторге скоро может появиться специальная структура для развития и регулирования беспилотных технологий, заявил заместитель министра Василий Шпак. Структура объединит сегменты БПЛА, автомобильных и судовых беспилотных систем.

По словам замминистра, принципы беспилотия, несмотря на разные среды, очень похожи с точки зрения построения самих систем, их комплектования, электронной компонентной базы, а также всевозможных приводов, алгоритмов, конструкционных материалов.

Меры финансовой поддержки

Многоуровневая система поддержки

Минпромторг разработал комплексную систему финансовой поддержки разработчиков и производителей беспилотных систем:

Субсидирование летного часа — компенсация в размере до 95 тыс. рублей за один лётный час, в зависимости от типа беспилотного аппарата (лёгкий или средний самолёт или вертолёт)

Компенсация затрат на приобретение — 50% суммы, потраченной на приобретение российского дрона

Льготный лизинг — специальные программы для приобретения беспилотных систем

Гранты Фонда НТИ

Особое внимание уделяется поддержке стартапов и инновационных проектов. Фонд НТИ рассчитывает найти в России 400 стартапов – разработчиков дронов до 2030 г. На поддержку выпуска готовых коммерческих решений в общей сложности фонд может выделить 30 млрд руб.

Финансовая поддержка включает субсидии, гранты и инвестиции в уставные капиталы юридических лиц, что направлено на коммерческое внедрение продукции и масштабирование продаж в сфере беспилотных авиационных систем.

Развитие региональной инфраструктуры

Научно-производственные центры

Ключевым элементом стратегии развития беспилотных технологий стало создание сети научно-производственных центров (НПЦ) БАС в российских регионах.

В 2025 г. 4,003 млрд руб. из федерального бюджета получат семь регионов на создание сети научно-производственных центров испытаний и компетенций в области развития технологий гражданских беспилотных авиационных систем. Это Нижегородская (828,8 млн руб.), Новгородская (494,6 млн), Оренбургская (375,7 млн) и Тульская (678,5 млн) области, Республика Саха (Якутия) 554,8 млн, Кабардино-Балкарская Республика (518,3 млн) и Пермский край (552,8 млн).

В 2024 году статус НПЦ получили 15 субъектов: Москва, Санкт-Петербург, Самарская, Томская, Рязанская, Сахалинская, Новгородская, Ярославская, Нижегородская, Калужская и Московская области, республики Бурятия, Удмуртия, Татарстан, а также Пермский край. В 2025 году добавились Оренбургская, Тульская области, Башкортостан, Кабардино-Балкария и Чечня.

Инфраструктурные проекты

К 2030 году Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) планирует к 2030 году создать 290 посадочных площадок для беспилотных авиационных систем во всех 89 российских регионах.

Важным направлением стало обеспечение безопасности воздушного пространства. 31 аэродром первой категории будет защищён от несанкционированного воздействия БАС, с фокусом на 20 аэродромов в федеральной собственности в 2025—2028 годах и 11 региональных аэропортов в 2026—2028 годах.

Единая маршрутная сеть и интеграция систем

Формирование национальной сети

В начале мая 2025 года стало известно о том, что в России формируется единая маршрутная сеть беспилотных авиационных систем (БАС). В реализации проекта помогут специализированные научно-производственные центры (НПЦ), которые создаются в различных регионах страны.

Интеграция с системой ЭРА-ГЛОНАСС

Важным шагом стала интеграция беспилотных систем с национальной системой мониторинга. Беспилотные грузовики «КАМАЗ» логистического оператора NATCAR подключены к «ЭРА-ГЛОНАСС» для онлайн-мониторинга.

Объективные данные «ЭРА-ГЛОНАСС» позволят Правительству России, Минтрансу России и всем участникам инициативы «Беспилотные логистические коридоры» видеть статистику о пробегах, режимах работы беспилотных грузовиков и инцидентах в пути.

Рейтинг регионов и мониторинг развития

Первый рейтинг "дронификации"

На Петербургском международном экономическом форуме 2025 года Минпромторг представил важную инициативу оценки развития беспилотных технологий в регионах. Минпромторг представил первый рейтинг «дронификации» регионов в рамках сессии «Беспилотные горизонты: единый путь к автономному будущему».

Текущее состояние рынка и перспективы

Объем рынка и потенциал

Объем российского рынка беспилотников к концу 2023 г. превысит 50 млрд руб. При этом эксперты оценивают потенциал рынка значительно выше — до 1 трлн руб. в год.

Однако российский рынок пока находится в стадии активного развития. Сейчас, по данным МАИ, отечественные производства закрывают только 4% всего российского рынка дронов.

Поддержка промышленной робототехники

Развитие беспилотных технологий тесно связано с развитием робототехники. Минпромторг РФ выделит грант на открытие новых центров развития промышленной робототехники. Его размер составит 319 млн руб. В 2025-2027 гг. на финансирование создания центров развития промышленной робототехники выделено 2,8 млрд руб.

Инструменты и механизмы поддержки

Комплексный подход к поддержке

Описаны меры поддержки, такие как гранты на разработку и сертификацию, льготные займы, субсидии на производство и эксплуатацию БАС. Поддержка охватывает весь жизненный цикл проектов — от НИОКР до коммерциализации.

Государственные закупки

Премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение, которым назначил «Государственную транспортную лизинговую компанию» (ГТЛК) единственным поставщиком беспилотных авиационных систем (БАС) в рамках реализации государственного гражданского заказа в 2024-2025 гг.

Вызовы и перспективы развития

Технологические вызовы

Развитие беспилотных технологий сталкивается с рядом серьезных вызовов:

  • Необходимость создания отечественной компонентной базы
  • Разработка безопасных систем управления и навигации
  • Интеграция в существующее воздушное пространство
  • Обеспечение кибербезопасности

Регулятивные аспекты

Быстрое развитие технологий требует адаптации нормативной базы. Министерство активно работает над созданием современной системы регулирования, которая бы обеспечивала безопасность при минимизации административных барьеров.

Кадровое обеспечение

Для реализации этой инициативы создан федеральный проект «Кадры для беспилотных авиационных систем». Проект направлен на подготовку квалифицированных кадров, способных эффективно работать в быстро развивающейся сфере беспилотных технологий.

Международная конкурентоспособность

Стратегические цели

Инициативы Минпромторга направлены не только на удовлетворение внутреннего спроса, но и на создание экспортно-ориентированной отрасли. Развитие собственных технологий позволит России занять достойное место на мировом рынке беспилотных систем.

Импортозамещение

В условиях санкций особое значение приобретает задача импортозамещения критических компонентов. Минпромторг активно поддерживает проекты, направленные на создание отечественных аналогов зарубежных технологий.

Секторальные инициативы

Беспилотная логистика

Особое внимание уделяется развитию беспилотных логистических решений. Компания «Транспорт будущего», разработчик и производитель беспилотных авиационных систем (БАС), инвестирует ₽5,6 млрд в производство постаматов, дронопортов и логистических дронов в Тольятти до конца 2026 года.

Сельское хозяйство

Агропромышленный комплекс рассматривается как один из приоритетных секторов применения беспилотных технологий. Дроны для мониторинга посевов, точного земледелия и обработки полей могут существенно повысить эффективность сельскохозяйственного производства.

Промышленный мониторинг

Беспилотные системы находят широкое применение в промышленности для мониторинга инфраструктурных объектов, трубопроводов, линий электропередач и других критически важных объектов.

Заключение

Инициативы Минпромторга по развитию беспилотных систем представляют собой комплексную стратегию формирования новой высокотехнологичной отрасли. Масштабные инвестиции, институциональные преобразования и разнообразные меры поддержки создают благоприятные условия для развития отечественных беспилотных технологий.

Создание национального проекта "Беспилотные авиационные системы" с финансированием в сотни миллиардов рублей, формирование сети региональных научно-производственных центров, разработка единой маршрутной сети и системы поддержки стартапов — все это свидетельствует о серьезности намерений государства в развитии данного направления.

Успех реализации этих инициатив будет определяться не только объемом финансирования, но и эффективностью координации между различными ведомствами, скоростью адаптации нормативной базы и способностью привлечь талантливых специалистов в отрасль.

В условиях глобальной технологической конкуренции развитие беспилотных систем становится важным фактором обеспечения технологического суверенитета России и ее конкурентоспособности на мировых рынках будущего. Инициативы Минпромторга закладывают основу для создания полноценной экосистемы беспилотных технологий, способной не только удовлетворить внутренние потребности, но и стать основой для экспорта высокотехнологичной продукции.


Наши клиенты